Повышение эффективности функционирования человеческого ресурса в условиях трансформирующейся российской экономики путём раскрытия человеческого потенциала при психологическом сопровождении профессиональной деятельности
А.В. Воробьёв
Тезисы выступления на секции «Эффективность функционирования человеческого и интеллектуального капитала в условиях трансформирующейся мировой и российской экономики». 7-ая Международная конференция «Психология и эргономика: единство теории и практики», 19-20 августа 2011 г., г. Тверь
Аннотация: В статье рассматривается вопрос повышения эффективности функционирования человеческого ресурса путём раскрытия человеческого потенциала при психологическом сопровождении профессиональной деятельности.
Ключевые слова: эффективность, успешность профессиональной деятельности, человеческий потенциал.
Вместе с наступлением экономического кризиса началась новая эпоха, в которой прежняя стабильность уступила место непредсказуемости. Старые проверенные алгоритмы и технологии, касающиеся всех сторон жизни – от экономики государств до частного бизнеса и личной успешности профессионала, часто не позволяют достигать ожидаемых результатов. У нового времени более жёсткие законы: профессионал успешен только в том случае, если он эффективен.
Принципиально изменилось и понимание эффективности: раньше типовым примером был исполнитель (даже на руководящих должностях), точно выполняющий предписания и не принимающий важных решений. Сейчас для того, чтобы быть эффективным, специалисту самому необходимо ставить цели, формулировать задачи, разрабатывать стратегию и тактику их достижения. При этом необходимо непрерывно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию. Кроме того, нужно постоянно расширять сферу своей компетентности, как профессиональной, так и «универсальной», т.е. развивать способность успешно действовать при решении расширенного спектра профессиональных задач.
В настоящее время существуют хорошо развитые технологии для повышения эффективности деятельности, максимизации собственной производительности за счёт раскрытия потенциала личности. Они помогают человеку находить ключевые цели и достигать их оптимальными путями в кратчайшие сроки. При этом человек получает моральное удовлетворение не только от полученного результата и вознаграждения за него, но и от самого процесса, способствующего личностному росту.
Упомянутые технологии базируются на определённых, часто универсальных, законах и теориях развития человека, процесса, организации, общества. Некоторые из них хорошо известны и изучаются во многих учебных заведениях, например, теория систем. Некоторые для нашей страны можно охарактеризовать как малоизвестные, например, спиральную динамику Грейвза, несмотря на её большую популярность за рубежом.
Кроме того, для раскрытия человеческого потенциала, ведущего к повышению, с одной стороны, профессиональной эффективности, с другой стороны, качества жизни, важны такие составляющие личной успешности, как эмоциональная и мотивационная компетентность, базирующихся на глубоком понимании социальных и психологических аспектах человеческой природы и умении практического применения при внутриличностном и межличностном взаимодействии.
Широкое использование подобных технологий при психологическом сопровождении профессиональной деятельности (например, в форме обучающих семинаров и коучинга) может значительно повысить эффективность функционирования человеческого и интеллектуального капитала, особенно в условиях трансформирующейся российской экономики.