Москва
Партийный пер., д.1
Есаулов ВладимирЗенченко ЮлияИвашкина МаринаКонстантинова ЕленаМякотных МарияОшемкова НатальяОшемкова СветланаПокровская СветланаРыбникова ОлесяТалмач МикаелаХромова Татьяна

Как разобраться в своих желаниях?

Е.В. Щербатых - коуч, консультант, тренер

Мы часто говорим себе «Я не знаю, не понимаю, чего я хочу». Многие сталкиваются с этим: кто-то регулярно, кто-то один или два раза в жизни. Маловероятно, что существуют люди, у которых никогда не возникало подобных ситуаций.

Вопрос «Чего же я хочу» возникает и по отношению к личной жизни и по отношению к карьере. Почему же вдруг возникает ситуация, когда мы не можем разобраться в своих желаниях, побуждениях и как из этой ситуации выходить.

Разберемся для начала в том, зачем нам испытывать желания, зачем мечтать.

Наша жизнь складывается из того что мы хотим, того что можем, и того что должны:

Наши желания и мечты рисуют и определяют наше будущее.

Наши знания, умения и навыки дают нам силу и возможности осуществить наши желания, показывают дорогу к достижению мечты.

Мы должны ежедневно учиться, работать, выстраивать взаимоотношения для того, что бы получить нужные знания и умения. Наши планы и обязательства связывают наш сегодняшний день с нашим будущим.

Таким образом, если нет желаний – нет будущего, если нет возможностей – нет дороги в будущее, а если нет действий и ежедневных обязательств – мы не сможем достичь исполнения наших желаний.

ЖЕЛАНИЯ + ВОЗМОЖНОСТИ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА = ЖИЗНЬ.

Отсутствие или сумбур желаний лишает нас будущего, лишает смысла наше настоящее, обесценивает наше прошлое.

Почему возникает ситуация, когда пропадают желания или когда мы их не понимаем?

Человек обладает эмоциями, интеллектом, имеет жизненные принципы и установки:

• «Я – ребенок» умею ХОТЕТЬ,

• «Я – родитель» знаю, что ДОЛЖЕН,

• «Я – взрослый» понимаю, что МОГУ

*подробно об этом можно почитать в книгах Э.Берна, Р. Гулдинга.

У каждого из нас свой опыт взаимодействия с ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН, свое понимание их важности в жизни. Все мы индивидуальны, из разных семей, городов, выросли в разных условиях. Но все мы уже взрослые и умеем анализировать свой прошлый опыт и делать правильные выводы, касающиеся нашей собственной жизни.

Рассмотрим три основных блока причин возникновения проблем с желаниями.

Первый блок причин родом из детства: мы в детстве не научились испытывать желания. Причиной могли стать как слишком строгие родители, так и слишком балующие своего ребенка.

ПРИЧИНА: строгие родители – внушенный в детстве запрет на слово ХОЧУ

РЕЦЕПТ:

1. Напишите 10 простых желаний о том, что бы Вы хотели получить, купить, услышать, сделать, носите эти записи с собой и читайте их каждый день, добавляйте к списку в день по одному желанию.

2. Каждый вечер оценивайте, что Вы должны сделать завтра и принимайте решение о замене одного Должен на одно Хочу.

3. Через две недели этих упражнений – проверьте список желаний – что Вы уже успели выполнить из своих желаний, что из желаний не вызывает чувство радости. Напишите еще не меньше 20 желаний.

4. Определите не меньше двух дней в месяц, когда Вы будете делать только то, что хотите. Заранее подготовьте своих близких, наполните эти дни только своими желаниями.

ПРИЧИНА: исполнение всех желаний в детстве – все есть – нет навыка желать

РЕЦЕПТ:

1. Придется найти то, чего у Вас нет: известность в научных кругах, возможность полететь в космос, стать президентом, серьезным актером. Подумайте о таком желании, которое никто, кроме Вас для Вас не сможет выполнить. А Вы сможете!

Другой блок причин обычно связан с превалирующим в текущий момент жизни долженствованием: на пике карьеры, в сложные моменты жизни, когда кто-то из близких тяжело и долго болеет, при долгом по времени выполнении тяжелой физической работы, рутинной деятельности на протяжении длительного времени.

ПРИЧИНА: долгое и напряженное движение к поставленной когда-то цели

РЕЦЕПТ:

1. Устройте себе праздник, искренне поздравьте себя с победой, соберите близких Вам людей и отметьте этот день как ведущую веху в жизни, выслушайте комплименты в свой адрес, обязательно расскажите им о том, как Вы добились успеха, как Вы горды собой и как Вы благодарны всем, кто Вас поддержал.

2. Устройте себе каникулы не меньше чем на две недели. Каникулы по форме и содержанию должны кардинально отличаться от обычного времяпрепровождения: много общения – одиночество, активное движение – полная расслабленность, мегаполис – необитаемый остров, информационный поток – отсутствие цивилизации, и т.д.

3. В последние дни каникул составьте список основных различий в том, как Вы проводили время обычно и тем как Вы проводите время на каникулах. Подумайте о том, что Вам больше нравится по каждому пункту. Напишите и нарисуйте свой портрет, каким вы хотите быть, где жить, с кем общаться, сколько Вам (лично) нужно денег, как проводить свое время.

4. В последний день каникул найдите самое лучшее для Вас место и проведите там несколько часов. Визуализируйте (представьте в воображении) себя таким, каким хотите быть. Смотрите по сторонам. Запомните вид, цвета, звуки, ощущения, вкус еды и напитков. Закрывайте глаза и восстанавливайте в воображении картинку вокруг Вас. В будущем, когда Вы опять почувствуете себя «роботом», Вам достаточно будет вспомнить эту картинку со звуками и ощущениями для того, что бы Ваше желание «Быть+» обратно к Вам вернулось.

ПРИЧИНА: проблемная ситуация, резкое изменение действительности вокруг Вас

РЕЦЕПТ:

1. Скажите себе: все, что произошло – уже случилось. Вспомните мудрость: «Все что меня не убивает, делает меня сильнее». Физически выйдите из пространства, где было происходящее хотя бы на один-два дня (лучше на неделю). Выспитесь.

2. Напишите текущие итоги: что у Вас есть, Ваши ресурсы. Помните, что ресурсами являются не только материальные вещи, но нематериальные (опыт, отношения, знания, навыки, люди). Пишите детально. Посвятите этому несколько дней. Перемежайте анализ себя с приятными для Вас действиями (прогулки, встречи с друзьями, физическим трудом, творческими делами).

3. Прочитайте получившийся список. Напишите рядом, чего Вам хотелось бы еще узнать, увидеть, почувствовать.

4. Вспомните, чего Вы хотели в детстве, юности. Запишите это. Проанализируйте, что для Вас актуально и сейчас.

5. Составьте общий список желаний. Выделите основные группы (путешествия, личная жизнь, творчество, самореализация, прочее), дайте им названия (например «Я - радостный ребенок» или «Я - путешественник»), нарисуйте на одном листе все получившиеся «Я-…», раскрасьте.

6. Смотрите на этот лист постоянно. Радуйтесь, какой Вы. Дерзайте.

ПРИЧИНА: длительная рутина, отсутствие изменений.

РЕЦЕПТ:

1. Вспомните и запишите, чего Вы хотели в ранней юности.

2. Проанализируйте, что из этих желаний Вас мотивирует и сегодня.

3. Расскажите своим близким о Ваших желаниях

4. Подумайте, что Вы можете изменить в своей обыденной жизни: внешний вид, распорядок дня, проведение выходных и отпуска, внешнее оформление мест, где вы живете и где работаете, что-то еще.

5. Начните воплощать в жизнь изменения.

6. Попросите своих близких, друзей напоминать Вам о Ваших желаниях и возможностях каждый раз, когда они заметят, что Вы опять погружаетесь в рутину.

И, на мой взгляд, основная причина потери или сумбура желаний: внутренний кризис, связанный с личным развитием, переходным состоянием личности.

Обычно рассуждают только об одном таком жизненном этапе, который называют кризисом среднего возраста. На самом деле, таких этапов в жизни взрослого человека несколько больше. Немецкая исследовательница Шарлотта Бюллер говорит о пяти фазах жизненного пути, американский психолог Э.Эриксон о восьми стадиях. Переход между каждой фазой или этапом часто сопровождается кризисным состоянием разной силы. Э. Эриксон полагал, что именно кризисы и правильное их разрешение формируют идентичность человека и влияют на его профессиональный и личностный рост

Исследования американского профессора психологии Клэра У. Грейвза и его последователей Дона Бека и Криса Кована рассматривают этапы человеческого существования с точки зрения эволюции и динамики изменений систем ценностей или уровней психологического существования (прочитать об этом можно в книге «Спиральная динамика» Д. Бека и К. Кована). Эти изменения не имеют привязки к возрасту, и переход от уровня к уровню сопровождается переоценкой ценностей, изменением мотиваций и переосмыслением целей существования.

В переходный период самым главным и единственным рецептом может быть только совет серьезно разбираться в себе. Постарайтесь ответить на вопросы:

• Какие ценности для вас сейчас являются первостепенными, как изменились или меняются приоритеты

• Что вас мотивирует: индивидуализм или социальные связи

• Как меняются ваши взгляды на взаимоотношения с друзьями, близкими, коллегами, руководством

• Какие цели перестали быть важными, почему

• Какие навыки и знания вам хочется получить еще, что вам это даст

Путь самопознания бывает трудным, длительным. Вы можете обратиться за помощью к профессиональному коучу – это уменьшит время перехода и поможет составить более четкую и ясную картинку себя, своего настоящего и своего будущего.

Подводя итоги, хочется напомнить о том, что:

• Наличие желаний говорит о нашей цельности и гармоничности

• Качество желаний показывает наш уровень развития

• Понимание своих желаний наполняет нашу жизнь смыслом

• Исполнение наших желаний дает простор нашим мечтам